Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Описание образовательной программы
1.
Федеральная адаптированная образовательная
программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее - Программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и
утверждения федеральных основных общеобразовательных, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г.,
регистрационный № 70809) и Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования[1] (далее -
Стандарт).
Стандарт
определяет инвариантные цели и ориентиры разработки адаптированных основных
образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет
примеры вариативных способов и средств их достижения.
2.
Программа является документом, в соответствии с
которым организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне
дошкольного образования (далее - Организации) самостоятельно разрабатывают и
утверждают адаптированные образовательные программы дошкольного образования
(далее - АОП ДО) для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
АОП ДО
для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших,
перенесших операцию по кохлеарной имплантации).
АОП ДО
для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и
косоглазием).
АОП ДО для обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР).
АОП ДО
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА).
АОП ДО
для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР).
АОП ДО
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее -
РАС).
АОП ДО
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее
- У О).
АОП ДО
для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР).
3.
Содержание и планируемые результаты (целевые
ориентиры), разработанных Организациями АОП ДО для обучающихся раннего и
дошкольного возраста с ОВЗ, должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов Программы.
По
своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая
принципы Стандарта, имеет модульную структуру.
4.
Рамочный характер Программы раскрывается через
представление общей модели образовательного процесса в образовательных
организациях, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных
потребностей обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, определение
структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные
области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация
образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая
образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается
основная образовательная программа Организации. Модульный характер
представления содержания Программы позволяет конструировать адаптированные
основные образовательные программы дошкольной образовательной организации для
обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.
5.
Структура Программы в соответствии с
требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный
и организационный.
5.1.
Целевой раздел Программы включает пояснительную
записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и
задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее
освоения в виде целевых ориентиров.
5.2.
Содержательный раздел Программы включает
описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы,
методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты
образовательной среды: предметнопространственная развивающая образовательная
среда; характер взаимодействия со педагогическим работником; характер
взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим
людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу
коррекционно-развивающей работы).
5.2.1.
Программа определяет базовое содержание образовательных
областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в
различных видах деятельности, таких как:
1.
Предметная деятельность.
2.
Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами
и другие виды игры).
3.
Коммуникативная (общение и взаимодействие с
педагогическим работником и другими детьми).
4.
Познавательно-исследовательская (исследование и
познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия
с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
восприятие
художественной литературы и фольклора,
самообслуживание
и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование
из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
материал,
изобразительная
(рисование, лепка, аппликация),
музыкальная
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
двигательная
(овладение основными движениями) формы активности ребенка.
5.2.2.
Содержательный раздел Программы включает
описание коррекционноразвивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение
обучающихся с ОВЗ в социум.
Программа
коррекционно-развивающей работы:
1.
Является неотъемлемой частью федеральной
адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования
обучающихся с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и
компенсирующей направленности.
2.
Обеспечивает достижение максимальной реализации
реабилитационного потенциала.
3.
Учитывает особые образовательные потребности
обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, удовлетворение которых
открывает возможность общего образования.
Программа
обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся раннего
и дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп
комбинированной и компенсирующей направленности.
5.3.
Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические условия,
обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы, особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды, федеральный
календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и
народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы
Организации.
6.
Объем обязательной части основной образовательной
программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема. Объем части
основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных
отношений, должен составлять не более 40% от ее общего объема.
7.
В соответствии с Программой описание
традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других
социокультурных особенностей рекомендуется включать в часть, формируемую
участниками образовательных отношений самостоятельно.
8.
Программа также содержит рекомендации по
развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и
психологической диагностики развития обучающихся, а также качества реализации
основной образовательной программы Организации. Система оценивания качества
реализации программы Организации направлена в первую очередь на оценивание
созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.
9.
Программы для разных нозологических групп должны
разрабатываться с учетом особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся указанных групп.
[1]
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
14 ноября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменениями,
внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января
2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13
февраля 2019 г. регистрационный № 53776).